Теософы о «Троице» Андрея Рублёва

Яндекс.Метрика

Посмотрите на репродукцию гениальнейшего произведения Андрея Рублева «Троица», попытайтесь проследить мысль автора (см. прил. 2). Вслед за Андреем Тарковским исследуйте духовным взором каждый участок изображения и произведение в целом. Заметьте то, что ускользало от вашего взора в суетном просмотре. Войдите в мир «Троицы».

Шесть веков отделяет нас от начала эпохи возрождения на Руси. Шесть веков — Присутствие Божественного с русским народом. Век, в который мы входим, седьмой, в предстоящий век русский народ должен увидеть и ощутить в своем сознании это явление, и помогает нам в этом истинное, бессмертное творение великих Русичей.

Во дни славы Сергия встретились вместе: великий подвижник духа – преподобный Сергий Радонежский, великий в своем духоведении — Андрей Рублев и великий ратник — Дмитрий Донской. Одно время объединило трех гениев Русского государства, один воззвал к дремлющему духу русичей, другой собрал полки на ратном поле, третий явил на века великий образ духовной основы мира.

С «Троицы» Андрея Рублева начинается новая традиция написания божественного явления в отличие от насыщенного бытовыми деталями, так называемой «ветхозаветной троицы».

«Троица» А.Рублева – это образы-символы, это абстракция в своем высочайшем, конкретном значении, понять которую может только высокоорганизованное сознание мыслителя, свободного от мира форм, от психической экзальтации, чей объект мышления – Божественное Присутствие. Так мы выходим на план, где «достигается высшее состояние мыслительной абстракции и начинается духовное сознание».

Следует отметить, что для нашего (человеческого) мира бытия Божественное Присутствие явлено как троичность, точнее, как  «Троица», т.е. трое в единственном числе – трое едины на нашем Плане Бытия. Он имеет три измерения пространства: длину или движение от одной точки к другой, или бытие объекта; ширину или охват восприятия, чувственность, ощущаемость пространства; высоту или степень восприятия божественного, способность устремления. Каждая точка нашего мира троична, ее движение дает объем или проявленный мир, со своими шестью направлениями пространства – куб Пифагора.

Из мира Духа – верхняя часть изображения, через мир Души — срединная часть, просматриваемая через крылья ангелов, в мир проявленный – нижняя часть иконы, приходит в сфере тройственная природа Божественного, изображенная уникальным приемом обратной перспективы, дающим видение сферы. Так, обратная перспектива говорит нам о том, что не мы, но «Троица» смотрит на нас изнутри сферы Божественной.

Удивительная в своей простоте идея троичного построения Мира и троичность его явления! Что же можно представить этой троичностью? Выше мы уже сказали – Мир Духа, Мир Души, Мир Форм; над этими идеями существует Пространство, беспредельное в своем естестве, бесконечное в своем продолжении, пустотное и наполненное в своей субстанции. Это Пространство, с точки зрения его свойств, состоит из Изначальной Энергии. Энергия, в свою очередь, порождает третий аспект или свойство Пространства – Движение. Так представлена изначальная Троица: Пространство, Энергия, Движение. Далее проявление троичности можно отметить в том, что является «свидетелями божественного присутствия»: Свет, Тепло и Влага.

Восточная Доктрина определяет троичность понятиями Атма, Буддхи, Манас. Притом, более точно Атма-Буддхи и Манас. Атма – Мировой Дух не может быть выявлен, если не проявлено его свойство – Буддхи или Свет Духа, который порождает Движение или Мировой Разум – Манас. И эти трое едины.

Отец, Мать и Сын. Отец, Сын и Дух Святой. Прошлое, Настоящее и Будущее – все это и многое другое есть принцип троичности мира. Все многообразие принципов троичности можно сгруппировать в понятия: Троица изначальная, Троица проявленная, Троица творящая. Толкование этих понятий более широкое и выходит за рамки данной статьи. Поэт написал:

Тени их качались у порога,

Безмолвный разговор они вели,

Красивые и мудрые как Боги

И грустные как жители земли.

Может быть не о «Троице» Андрея Рублева была мысль автора этого стиха, но именно сюжет явления Мира Божественного у порога нашего мира проявленного, сюжет безмолвного разговора трех Божественных Существ, склоненных над жертвенной чашей человеческих страстей и страдания, открылись Андрею Рублеву, а затем через века, в 1924 году, после снятия оклада и позднейших реставраций, современному зрителю. Один из исследователей «Троицы» заметил, что в том виде, в каком представлена «Троица» сегодня, она выглядит более впечатляющей, чем, может быть, выглядела в момент последнего мазка кисти автора. С этим можно согласиться, приняв мысль о том, что при всей гениальности этого шедевра русской культуры, необходимо было прибавить такой аспект, как ВРЕМЯ. Время – это тот недостающий компонент произведения, который переходит в свой наивысший аспект – ВЕЧНОСТЬ, и именно этот отпечаток лежит сейчас отчетливо на «Троице».

Из Мира Высшего, мира Огненного приходит в наш мир Закон Троичности. В том мире произрастает Древо Мудрости, там Храм Знаний, там Вершина, на которую человечество совершает восхождение в своей эволюции.

Мир Срединный, Мир Тонкий – в нем парят на крыльях ангелы, в этом мире душа наша ищет душу родственную, соприкасаясь крылами своими.

Мир Нижний, Мир Проявленный – этого мира касаются стопы божественные. Этот мир заселен людьми для преодоления страдания, чтобы устремился человек за отпечатками ног Высших Существ к Миру Вечной Истины.

Из «Беспредельного Круга Неведомого Времени», склонив смиренно главы, явились в наш мир три ипостаси Божественного. В левых руках держат они посохи, правыми руками благословляя жертвенную чашу. Посохи, как символы Пути, у каждого ангела указывают на свою «тропу». Так посох центрального ангела проходит через едва уловимую связь, касание крыльев его и ангела, сидящего по левую руку, дабы укрепить эту связь.

«Путь» ангела, сидящего по правую руку от центрального ангела, проходит через соединенные более плотно, касаясь большей частью своих крыльев. Путь этого ангела, очевидно, и создает эту нерушимую связь.

«Путь» ангела, сидящего под горой, проходит через собственное сердце.

Обратим внимание на положение голов ангелов. Понимание этого символа поможет нам разобраться в основной доктрине «Троицы» – принадлежности того или другого ангела к принципу «Отца», «Сына» и «Святого Духа», как символам мужского – первого, сыновнего – третьего и женского – второго аспектов Бытия. Этому определению ниже будет еще не одно подтверждение.

Центральный ангел расположен посередине, выше остальных восседает за престолом Мира под Древом Мудрости, стоп его мы не можем видеть, он склоняет главу свою вправо, что само есть символ духовного творения, в сторону женского аспекта бытия – «Святого Духа». Он славит правое и в нем только может проявить свою волю и творчество, ибо нет ничего, где бы он мог проявить себя.

Приняв творческий потенциал, ангел, восседающий под храмом, склоняет свою голову в благодарности к первому, в его сторону, и в своем творчестве являет «Сына» – третьего ангела, который свою голову склоняет в сторону Отца и Матери, породивших его.

Так Отец и Сын благодарны Матери: Отец за то, что Мать приняла его творческий потенциал, Сын за то, что Мать породила его.

Женское естество Мира выступает в данном видении как посредник между мирами. «Дух Святой» создан Высшим и является тем, что должно быть постигнуто низшим. Мудрость и Знание постигаются Разумом, через восхождение к вершине.

В дополнение к выше сказанному, в подтверждение принадлежности ангела, сидящего по правую руку от центрального ангела, к женской ипостаси, является и отличное от двух других ангелов одеяние. Известно, что в Греции женщины носили накидку на обоих плечах в отличие от мужчин, которые носили накидку на одном плече.

Монахи Тибета носят накидки на левом плече как изображено у центрального ангела.

Центральный ангел имеет одеяние, характеризующее изначальную троичность беспредельного Космоса — темно-фиолетовый цвет, луч света в Изначальном Пространстве – желтая полоса на правом рукаве, и накидка темно-синего цвета – символ Мирового Разума – Махата.

Женская ипостась – «Дух Святой», Пространство Творящее – пурпурное одеяние, символ недифференцированной материи в начале творчества космического.

Сын, имея одеяние синего цвета, что есть символ мыслителя, имеет накидку зеленую – символ проявленной мысли.

Обращенные навстречу друг другу: левое плечо центрального ангела с накидкой – символом Мирового Разума, и правое плечо ангела «Сына» с накидкой на правом плече зеленого цвета – символом проявленной мысли, создает образ направления человеческого мышления и его предельное состояние. В этой точке и происходит соединение крыльев этих ангелов и «Путь», проложенный посохом центрального ангела.

Подтверждение принадлежности ангела, сидящего по правую руку от центрального ангела, к принципу женского начала и «Святому Духу» есть в нижней части иконы. Обратите внимание на основание скамьи, на которой восседает ангел, — оно в виде пирамиды. Треугольник, основа пирамиды, есть символ духовной основы мира. Левая нога изображенная ниже, символизирует принцип материальной субстанции. В совокупности две эти детали изображения говорят о принципе Духовной Материи, что и является как «Святой Дух» или женская ипостась божества.

Ангел, сидящий по левую руку от центрального ангела – Сын, восседает на троне, основание которого — куб, на кубе — пирамида. Куб, в основе имеющий квадрат, символизирует мир форм, мир четверичности, вместе с пирамидой, имеющей основу треугольник, являет символ завершенной семеричности.

Ступает этот ангел в наш мир своей правой ногой, символизирующей изначальную духовную чистоту мира материи.

Вся совокупность описанных принципов позволяет говорить о последовательности распределения ипостасей: центральный, находящийся под Древом Мудрости ангел, – Отец; восседающий справа от него у стен храма – «Дух Святой», Матерь Мира; восседающий слева от Отца, под горой – Сын.

Мы еще продолжим исследование «Святой Троицы», а пока обратим внимание на отверстие в столе, эта деталь изображения говорит нам о месте исследователя Божественного явления. Он находится справа от иконы и стремится подняться своим взглядом. Правый мир – мир духа, левый мир – мир материи, без устремления вверх не постичь значения обыденного. Только с такой точки зрения мы можем видеть нижний край отверстия в столе и его левую сторону. Так мы познаем Божественный Мир с постижения третьего аспекта божества – Сына, человечества, разума, мышления.

На боковой стенке сидения третьего ангела можно заметить монограмму Андрея Рублева и число 30 в круге, очевидно, год написания «Троицы». В соответствии с восточной традицией год Белой Лошади – символ грядущей эпохи Калки Аватара.

Все вышеописанное – очевидное. Предлагаю далее заметить сокрытое. Обратим внимание на взгляд Ангелов.

Центральный ангел – символ Абсолюта, бросает свой взгляд – Божественный Луч Света в сердце правого от себя ангела – символ женского естества, символ Беспредельного Пространства, Глуби, воспламеняя в средоточии Пространства–Матери  Движение. Своей волей Она посылает творческую энергию своего взгляда в сердце Сына, Он, в свою очередь, приняв Разумом своим этот посыл, отправляет его своим взглядом в Чашу Мира.

Творческая энергия Космоса, пройдя через три ипостаси Мира Божественного, сфокусировалась в Чаше. Воля–Разум Отца замкнул треугольник двух сердец Матери и Сына; Воля–Разум Матери и Сына имеют свои фокусы в Чаше. Выявился знак «Шести Направлений Пространства», Звезда Бога Вишну, Священный Тетраграмматон.

С точки зрения Теософии Сердце есть материализованный Божественный Огонь. Сердце наше бьется в ритме этого Огня. Сердце — это наше божественное потенциальное вдохновение, наша совесть. Сердце – это то, что станет Разумом в следующем воплощении. Соответственно, Разум – наше сердце прошлого воплощения. Синтез между Сердцем и Разумом дает великую гармонию мира, это и есть Теософия.

Русская эзотерическая Школа теософии имени Е.П. Блаватской, продолжая изучение материалов Тайной Доктрины и трудов Е.И. Рерих, открывает соответствие знаков и символов «Троицы» Андрея Рублева символам Древней Мудрости – Калачакры, Календаря Шамбалы.

* Нить Антахкараны – санскритский термин, означающий дословно «Дух Солнца, сошедший с Вершины».