Ответ Алексею Беспутину (представителю Международного Теософского Общества ) о создании Межрегионального Союза Теософов » Русского Теософского Общества».

 

 

 

 

Алексей, доброго времени!

 

Мне отрадно было читать, что исходя из абстрактной точки зрения, Вы признаете факт регистрации Межрегионального союза теософов «Русское Теософское Общество» прекрасным событием:

«…прекрасно, что Вы зарегистрировали свой Союз в Минюсте, заложив тем первый камень в основание легализации ТО и теософии в России 21 века».

 

Надо сказать, что способность рассмотреть ситуацию «со стороны, не вдаваясь в мотивы», и оценить ее исторически как положительное явление о многом говорит. В целом я оцениваю Ваше, Алексей, письмо весьма позитивно. Вы хорошо подготовились: описали видение ситуации, провели исторические параллели, попытались сделать анализ происходящего.

И думаю, что в этом уже заложены основания для того, чтобы мы могли найти общий язык и конструктивно подумать о будущем теософского движения России.

Ребенок родился и негоже родственникам гневно отмахиваться от него.

 

Пожалуйста постарайтесь абстрагироваться от Вашей точки зрения на произошедшее и вникнуть в то, как излагается положение дел мной.

Первое о чем Вы говорите, в своем письме, это «отсутствие демократических обсуждений, приглашения, ВСЕХ отделений и некоторый сепаратизм по отношению к явлению ТО (Адьяр) в России».

 

И я согласен, действительно в создании Союза мы руководствовались сугубо внутрироссийскими факторами влияющими на взаимоотношения  теософов нашей страны, не рассматривая фактор ТО (Адьяр), так как на местах в практической теософской работе он не заметен. Также совершенно верно, что мы хотели юридической легализации объединения единомышленников, связанных с теософской школой Владимира Баканова. А так как в этих отношениях задействовано несколько десятков теософов из  нескольких теософских лож, групп, а также свободные теософы, которые в совокупности представляют немалую силу в теософском движении России, то вопрос о сепаратизме даже не стоял на повестке. Скорее стояли вопросы внутренней борьбы взглядов в рамках школы и вопрос о том насколько самодостаточность российских теософов может быть жизнеспособна, если они не будут оглядываться на ТО (Адьяр) — иностранную международную организацию, не имеющую пока никакого официального статуса в нашем государстве.

В то время как вопросы внутренней борьбы в рамках школы с выяснением межличностных отношений ее участников на некоторое время заняло все наше внимание, вопрос — о сепаратизме — извините,  мы упустили, просто не заметили, отчасти потому, что ответ о необходимости оглядки на ТО (Адьяр) казался очевидным.

 

Любая зависимость от иностранной организации в текущее время очень политизируется в социуме. Короче говоря, не приветствуется. Однако, мы прекрасно понимаем, что зависимость — это одно, а взаимодействие — это другое. И вот как раз обмен теософскими знаниями и взаимодействие для достижения общих теософских целей — это то, что нам нужно.

 

История теософского движения в современной России на рубеже 20-21 веков за исключением весьма ограниченного круга выживших «старожил теософии», складывалась из лиц так или иначе разделяющих рериховские идеи (как минимум какое-то время). Это наша действительность, с которой мы ни можем не считаться. Современное теософское движение в России сформировалось независимо от Адьяра. И это отложило свой отпечаток на особенности освоения теософских знаний и дальнейшее развитие теософского движения в нашей стране. Для многих российских теософов погружение в вопросы теософской доктрины, изложенной Еленой Петровной Блаватской, было следствием желания более углубленного изучения устройства Мироздания, чем это дано в Учении Агни Йоги. Тем более, что само же Учение Агни Йоги подталкивает к изучению Тайной Доктрины и других трудов Елены Петровны Блаватской.

 

В рамках рериховского движения сформировано, как известно, предвзятое отношение к Адьяру. Считается, что он утерял возможность адекватно представлять Учение Махатм. При этом среди всего теософского наследия приоритетное внимание уделено именно трудам Елены Петровны Блаватской.

 

Хочу отметить следующее. Я прикоснулся к теософии еще в 1990 году и за все это время не почувствовал явного присутствия в жизни окружающих меня теософов какого-либо отчетливого влияния современного ТО (Адьяр) на развитие и применение теософских концепций в нашей стране. Нулевой эффект в философском плане. И скорее отрицательный в плане организационном. Почему так? Возможно западные теософы на текущем этапе также не понимают и опасаются мышления россиян,  российскую действительность как и многие другие иностранные организации.

 

Я могу предположить, что благодаря Вашим, Алексей, усилиям ситуация может измениться, и Вы сможете устанавливать планомерные для нашей страны постоянные контакты не только с Адьяром, но и с лучшими теософами мира, а также способствовать тому, чтобы они были более внимательны и уважительны к России. Но пока влияние Адьяра (как и западных теософов в целом) на развитие теософской мысли России находится на крайне низком уровне.

 

Вы конечно можете возразить мне памятуя в своем уме о Ваших украинских друзьях, но приведу следующее мнение теософов, согласно с которому:

«Тайная Доктрина» Елены Блаватской довольно трудное для понимания произведение и далеко не всем оно по зубам. И, как показывает анализ, степень понимания текста «Тайной Доктрины» среди большинства наших и зарубежных теософов на довольно низком уровне. Публикации по материалам это труда обычно ограничиваются набором цитат без осмысления, а  в худшем просто искажением смысла. От «Тайной Доктрины» стараются перейти  к более простой литературе. Теософию предлагают изучать по таким авторам как Ледбитер, Ани Безант, Алиса Бейли и другие, которые на порядок уступают Е.П.Блаватской.»

В русле Учения «Тайной Доктрины» доклады теософов с Украины не были отмечены как уникальные разработки в теоретико-исследовательском плане, за небольшим исключением. В связи с чем организационное сопровождение и влияние на российских теософов через эту группу и связанных с ними лиц не берется в расчет.

 

Для объединения теософов нашей страны, практически на местах занимающихся осмыслением наследия Елены Петровны Блаватской, оглядываться на то, что само по себе есть нулевой фактор, не имеет никакого смысла. Отсюда говорить о некоем сепаратизме, значит пребывать в иллюзиях и отмахиваться от реального положения дел в стране.

 

Итак, Союз создавался исходя из внутренней логики событий теософской жизни России, без ориентировки на ТО (Адьяр) и западных теософов. Это не было какой-то новостью для тех, кто был в процессе. Предложение создать Союз было еще до того, как «феномен должности» представителя президента ТО в России ярко заявил о своем присутствии в теософском движении страны.

 

Когда впервые Владимиру Баканову еще в 2006 было предложено создать Российское теософское общество, он предложил не спешить с этим. И обозначил приоритетом выстраивание отношений с Адьяром, получение дипломов МТО, создание теософских лож. Что, кстати говоря, мной было воспринято как ненужный круг действий, который вернет нас к исходной точке, поскольку все теософские знания формировались нами исходя из размышлений теософов нашей страны, и сам Адьяр не предпринимал активных шагов в развитии ТО в России: никаких лекций и встреч организованных представителями Адьяра я не припоминаю. Но очевидно некий плюс был в том, что мы получили дипломы теософов МТО, и хотя и были разочарованы их видом, но поняли, что международное признание мы можем получить, если сами этого захотим.

 

Бакановым была предпринята попытка наладить международные отношения и соединить теософское движение России с историческим центром ТО, но, на наш взгляд, она завершилась неудачей в силу пассивности международного центра теософии в Адьяре и противоборства разных центров влияния внутри страны.

 

По мнению теософов, связанных с В.А.Бакановым:

  1. Создание независимого Союза теософов стало следствием заблокированных устремлений Владимира Баканова и его сподвижников по объединению российского теософского движения с ТО (Адьяр). Получилось так: движется устремленный поток. Ему преграждают дорогу. Куда деваться накопленным силам? Также как воды переполненной запруды находят новое направление для своего продвижения, так и наши устремления — новую форму реализации.

Факт: В 2014 — 2015 годах была предпринята попытка создать Ассоциацию теософских лож  под эгидой ТО (Адьяр). Для этого на тот момент были все условия: были созданы по факту 7 лож (5 голосовали, две отказались участвовать), зарегистрированы  около 100 членов ТО (из которых более 60 человек проходили Школу-семинар в Кемерово и получили свои дипломы из рук В.А.Баканова). То есть необходимые требования для создания РТО и тем более Ассоциации теософов в принципе были. Тем не менее создание Ассоциации как основы для создания полноценного отделения Международного Теософского общества в России было заблокировано.

  1. Это поставило еще раз под вопрос адекватность ТО (Адьяр). Зазвучали вновь мысли, что Адьяр идеологически перестал быть центром теософии и превратился в место для проведения мероприятий, тусовок, легких бесед о мироздании и красивых разговоров о братстве. В более жестких формах обсуждалось, что сама Теософия как Божественное Знание, запечатленное в «Тайной Доктрине» Елены Петровны Блаватской в ТО (Адьяр) практически выхолощено. Современное ТО (Адьяр) на словах признает творчество Е.П.Блаватской, а практически никак не поощряет и похоже даже не рекомендует изучение ее трудов и прежде всего «Тайной Доктрины». В то время как именно этот труд должен быть  положен в основу мировоззрения теософов.
  2. Поскольку Россия независимая и самодостаточная страна, с мощным интеллектуальным и творческим потенциалом, с давними духовно-нравственными традициями, то она способна создать и поддерживать собственное Теософское Общество. При этом Теософское движение России, имея независимый центр сил, будет приветствовать обмен идеями и инициативами на международном уровне с позиции равных, а не подчиненных отношений.

 

Далее цитирую Ваше, Алексей, письмо:

Ни у кого не было бы претензий к Вам, если новая организация называлась, например, «Ассоциация теософов…», МСТ «РЕШТ», или «Школа теософии имени…», или «Союз независимых теософов»… Но регистрация МСТ прошла без согласования с Адьяром и Отделениями ТО в России, поэтому основной вопрос, который появляется у меня как у представителя президента: «На каком основании Вы используете название головной организации без её разрешения?»

 

Думаю, что то, насколько насущна необходимость согласования наших действий с  Адьяром изложено выше. Отдельно остановлюсь на вопросе об основании использования нами названия «Русское Теософское Общество».

 

Юрист по этому поводу сообщает мне следующее:
«Некоммерческая организация под наименованием Межрегиональный союз теософов «Русское Теософское Общество» создано и зарегистрировано в строгом соответствии с действующем законодательством Российской Федерации. Если у Международного теософского общества есть претензии к использованию наименования — Межрегиональный союз теософов «Русское Теософское Общество», мы готовы рассмотреть любые официальные претензии от Международного теософского общества за подписью Президента.»

 

Если вдаваться в суть вопроса, то единственное на что может претендовать ТО (Адьяр), это использование словосочетания «Теософское Общество». Однако название ТО (Адьяр) — это название иностранной организации и она может защищать как интеллектуальную собственность (и то под вопросом) только буквальный перевод слов своего названия, а именно словосочетание «Теософическое Общество», как это объясняют знающие люди и приводят для этого исторические и лингвистические факты. Но мы ведь не назвались » Теософическим Обществом в России», не так ли?

 

Что касается правомерности использования нами зарегистрированного наименования, хочу отметить, что мы отталкивались в формировании названия от совершенно других примеров. А именно:

 

Мы вкладываем в словосочетание «Русское Теософское Общество» смысл равный словосочетанию слов в названии «Российское философское общество», как это сделано для сообщества ученых, занимающихся вопросами философии, но в нашем случае применительно к теософии.

 

Далее замечу, что «Русское Теософское Общество» получило название «Русское…» в силу особенностей нашего законодательства. И если Вы занимались регистрацией, то знаете, что получить федеральный статус с использованием слова «Российское» можно только с одобрения Правительства РФ по истечении определенного срока деятельности организации на территории РФ. Использовать в наименовании слово Россия, России мы также не имеем права, так как они связаны с государственными структурами. Мы руководствовались аналогией с «Русским географическим обществом», в котором  принадлежность к РФ вполне определяется словом «Русское». Кроме того судя по статистике частота регистраций юр.лиц, в том числе НКО, в названии которых есть слово «русское» дает основания полагать, что «русское» в юридической практике все больше становится аналогом «российское».

 

Теперь, что касается фактического подхода к работе над Уставом.

В основу формирования Устава Союза были положены требования российского законодательства. А в качестве опорных примеров взяты следующие организации:

 

  • «Русское географическое общество»
  • «Российское философское общество»
  • «Российское психологическое общество»

 

В нашем разумении российские теософы по аналогии с российскими философами, ставшими членами Российского философского общества имеют право на самостоятельное объединение. И в рамках этого объединения иметь согласно Уставу определенные привилегии, защиту и поддержку в развитии их идей, теорий и концепций.

 

Исходя из этого разумения становится очевидным, что созданный Межрегиональный союз теософов не противопоставляет себя деятельности ТО (Адьяр) в России, но существует как организация характерные особенности которой находятся в несколько иной плоскости, чем это закреплено в Уставе ТО (Адьяр), и имеет административные принципы взаимодействия членов, в том числе принятия коллегиальных решений, отличные от принятых в ТО (Адьяр).

 

В то время как ТО (Адьяр) — это собрание Теософских Лож, наш Союз — это объединение теософов как личностей, учебных групп и юр.лиц.

 

«Союз представляет собой светский институт по совместному изучению и популяризации национального и мирового опыта, современного состояния и тенденций развития философского и теософского знания. »

 

Устав Союза «Русское Теософское Общество» соответствует законодательству РФ и весьма отличается от Устава ТО (Адьяр). Из целей обозначенных в Уставе ТО(Адьяр) мы внесли в Устав Союза только «Содействие членам Союза в сравнительном изучении религий, философии и науки». И признали, что

 

«Союз является приемником идей школы неоплатоников 1 века нашей эры и идей и направлений деятельности теософского движения, основанного Еленой Петровной Блаватской, Генри Стил Олькоттом и Ульямом Куан Джаджем в 19 веке.»

 

Остальные пункты написаны исходя из логики возможного развития  российского теософского движения. Устав находится в открытом доступе в интернете и доступен для изучения.
Цитата из Вашего письма:

Пожалуйста, ответь на вопрос: «Представители МСТ «РусТО» ассоциируют себя с головной организацией (Теософским обществом (Адьяр)), созданной  Е.П.Б. или с РЕШТ и трудами/учением В.А.Баканова, считая себя его последователями и учениками???»

 

Согласно изложенной мной выше концепции Союза, как объединения теософов по типу объединения ученых-философов в РФО, вопрос ассоциации себя с ТО (Адьяр) или РЕШТ не ставится. Вообще такое противопоставление кажется немыслимым! Членами Союза могут быть прежде всего те теософы, знания которых в Теософии внушают уважение и чье мнение в теософском движении России является авторитетным.

Школа РЭШТ в рамках Союза авторитетна в силу последовательной интерпретации текстов «Тайной Доктрины» в связи с Учением Калачакры. Она может быть примером построения школы, но она не может быть единственной на пространстве России. В силу того, что серьезные теософы хотя и пользуются известными наработками в освоении теософской доктрины, но предпочитают самостоятельно искать и находить ответы в первоисточниках — трудах Елены Петровны Блаватской, Письмах Махатм и трактатах других философских систем Востока. И в процессе этих поисков могут складывать новые взгляды и теории по каким-либо спорным или недостаточно ясно обрисованным аспектам теософской доктрины о Мироздании. Одна из задач Союза — это помощь таким теософам-исследователям в организации публикации их исследований, установлению конструктивного диалога или философских диспутов с другими авторитетными лицами теософского движения, в том числе с иностранными теософами и традиционно адьярскими взглядами на те или иные концепты теософской доктрины.

Поэтому «ТО в России» с ее Теософскими Ложами не должна чувствовать какую-либо ущемленность в своей организационной структуре в связи с появлением Межрегионального союза теософов «Русское Теософское Общество». Член ТО (Адьяр) имеет больший приоритет при вступлении в Союз «Русское Теософское Общество» поскольку он уже признан как теософ, в то время как новичку нужно доказать, что он может именоваться теософом. Мы можем говорить, что Союз теософов «Русское Теософское Общество» относится по типу своей организации к сообществу профессионалов в своем деле.

 

Таким образом, вопрос из Вашего, Алексей, письма:

«МСТ-новая организация, ставящая перед собой целью развитие теософского движения и роста Теософского общества в России? Будет ли в ней преобладать свободный дух поиска истины, толерантности? Сравнительное изучение? В неё сможет вступить любой желающий?»

Получает положительный ответ.

 

Далее Вы отмечаете:

Искусственно созданная путаница в умах интересующихся теософией, ухудшение репутации ТО, ослабление Общества из-за раскола на сторонников РЕШТ и сторонников Адьяра, препятствие на пути объединения российских теософов в единый организм — ТО в России…

 

Да, нужно постараться сделать так, чтобы не было путаницы. Возможно решение будет верным, если МСТ «Русское Теософское Общество» будет принято в качестве института российских теософов в рамках деятельности ТО (Адьяр). Что касается раскола, то думаю как раз этот шаг его уберет. Так как Союз уж точно не будет делить теософов на сторонников РЭШТ и Адьяра, но будет рассматривать различные течения теософской мысли, различные интерпретации основной теософской доктрины, чтобы коллективно развивать теософское мировоззрение во всем его многообразии, и оказывать должное уважение теософам-мыслителям нашей страны.

 

Что касается этого:

До меня дошла информация из регионов об активном зазывании членов ТО в МСТ «РусТО» с параллельным предложением покинуть ТО. Что ты на это скажешь как президент?

 

«Активного зазывания» мы еще не проводили. У близкого круга людей был  вопрос — нужно ли им оставаться в МТО? На что давался ответ, что быть членом МТО или не быть — это их личное решение. Союз не призывал к выходу из ТО (Адьяр). Если член Союза является членом МТО — это плюс для теософа. Предложение покинуть ТО (Адьяр), как и вообще какое-либо противопоставление себя Адьяру противоречит концепции созданного Союза теософов.

Но если по каким-то соображениям человек хочет быть только членом Союза теософов «Русское Теософское Общество», то после признания за этим человеком достаточных познаний в теософии, а именно знания основных концепций и доктрин, владение терминологией, Союз может принять его и оказывать ему возможную помощь в рамках деятельности Союза.

 

Цитата из Вашего письма:
Созданием МСТ «РусТО» нарушен основной принцип Теософии — принцип Единства. Сделан шаг назад протяженностью в несколько лет…

 

Адьяру урок в том, чтобы более серьезно относился к положению дел и к тем силам, которые задействованы в теософском движении России. Если срок родам пришел — надо принять их и признать родившегося ребенка, а не игнорировать, как это было сделано ранее.

 

Алексей, пожалуйста передайте Президенту ТО (Адьяр), что мы хотя и не считаем нужным выстраивать с ним какие-либо отчетные отношения, тем не менее не противопоставляем себя ТО (Адьяр) и протягиваем руку сотрудничества по линии административной деятельности для выработки совместных решений в развитии теософского движения в России.

 

 

С уважением,   Э.М.Романов

 

Электронное СМИ Русской эзотерической школы теософии им. Е.П. Блаватской — Вопросы Теософии

17.02.2017 в Роскомнадзоре зарегистрировано сетевое издание «Вопросы Теософии», ЭЛ № ФС 77-68569, где будут размещаться материалы
по теории Теософии. В июне 2017 г. планируем выпустить первый номер журнала «Вопросы Теософии»

http://www.voprosts.ru